Эффективное управление в сфере ЖКХ

2004

Сегодня ЖКХ — это новый перспективный рынок. Ниша, которая до недавнего времени не использовалась для коммерческих инвестиций. При соответствующем нормативно-правовом обеспечении отрасль способна стать одной из самых стабильных, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью. В связи с реализацией реформы ЖКХ появилась надежда на позитивные перемены.

Реализация реформы ЖКХ происходит во всех регионах и муниципальных образованиях разными способами, методами и отличается по степени развития: в то время когда одни муниципальные образования, «набив шишек», продвинулись достаточно далеко, другие только приступают к реализации мероприятий реформы.

С целью скоординировать действия муниципалитетов и регионов на уровне Уральского федерального округа, была создана Ассоциация предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Уральского федерального округа, что позволит существенно облегчить реформирование отрасли, так как члены Ассоциации смогут не только получить доступ к накопленному успешному опыту других регионов, но и посредством Ассоциации влиять на проведение реформы ЖКХ на федеральном уровне.

Однако только координации действий недостаточно нужны эффективные опробованные инструменты преобразований, такие как: различные варианты структур управления ЖКХ, пакеты соответствующих муниципальных и региональных нормативно-правовых актов, методики мониторинга и управления планированием, распределением, освоением и конечной эффективностью бюджетных ассигнований в ЖКХ с последующим реинвестированием полученной экономии, внедряемые «под ключ». При условии адекватного использования этих инструментов органы власти получают практическую возможность воздействовать на процессы энергосбережения, снижая непроизводительные потери — а необходимо отдавать себе отчет в том, что это единственный реальный источник развития отрасли.

Научно обоснованное формирование стратегии жилищно-коммунального комплекса — актуальная задача современного этапа адаптации жилищно-коммунального хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования развития отрасли на основе системного подхода.

Необходимость осуществления преобразований, изменения структуры управления отраслью, перераспределении финансовых ресурсов осознаётся в связи со следующими предпосылками:

— неудовлетворительное функционирование отрасли;

— понижение эффективности управления;

— отсутствие ориентации на перспективу;

— разногласия между структурными элементами.

В жилищно-коммунальном хозяйстве на сегодняшний день сложились все из вышеперечисленных предпосылок для принятия обоснованных решений о внесении изменений в организацию системы управления.

Однако при принятии решения о реорганизации системы управления отраслью необходимо помнить о её особенности, а именно — высокую социальную значимость, как жизнеобеспечивающей отрасли хозяйства.

Исходя из вышеизложенного, при проектировании структуры управления отрасли ЖКХ необходимо учитывать следующие требования:

• необходимость обеспечения непрерывности и стабильности процесса

предоставления жилищно-коммунальных услуг;

• необходимость юридического, финансового и организационного

обеспечения процесса становления создаваемых управляющих организаций;

• необходимость обеспечения открытости отрасли к дальнейшим

переменам в сторону повышения самодеятельности населения и приватизации управляющих (оказывающих ЖКУ) организаций;

• необходимость установления прозрачности финансовой и экономической деятельности, отчётности, контроля.

До последнего времени методы формирования стратегии развития характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточной гибкостью, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Одним из главных недостатков применявшихся методик и подходов являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому целям и взаимосвязям различных звеньев системы управления уделялось меньшее внимание, чем строгому установлению их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявилось при решении проблем, связанных с вопросами эксплуатации жилищного фонда. Поэтапные решения реформирования сводились к формированию структур, способных аккумулировать максимальный объем функций в рамках одной организации. При этом решалась задача повышения управляемости отрасли за счет укрупнения структурных элементов в отрасли, но страдала цель — повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат, так как сформировавшиеся предприятия не имели ориентации на потребителя и какой-либо заинтересованности в снижении своих затрат.

Наиболее приспособленными к рыночным отношениям, как известно, являются коммерческие, а не унитарные предприятия. Одним из решений проблем связанных с управлением в ЖКК, является приход частных компаний, готовых осуществлять эффективную эксплуатацию инженерных сетей и сооружений. В качестве примера приведем опыт администрации г.Тюмени по передаче тюменского «Водоканала» в управление частному инвестору. В качестве экспертов по оценке заявок были приглашены специалисты ООО «Лекс-Консалтинг». По итогам конкурса была определена компания, которая совместно с существующим предприятием ТМУП «Водоканал» будет осуществлять дальнейшую эксплуатацию ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства) г.Тюмени на максимально выгодных для города, населения и предприятия условиях.

Претендентам был предъявлен ряд требований, удовлетворение которых невозможно без внедрения эффективного управления на передаваемом предприятии.

На первый взгляд, данные требования являются ограничением для развития эффективного бизнеса. Но с другой стороны существуют зарекомендовавшие себя прогрессивные управленческие технологии, способные не только выполнить условия муниципалитетов, но и обеспечить процветание самого предприятия и отрасли ЖКХ. Носителями таких технологий являются консультанты и эксперты по управлению. Практика обращения к ним уже стала нормой в Тюменской области и распространяется в других регионах.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что создание условий для передачи объектов коммунального снабжения и обслуживания в управление профессионалам — одна из первостепенных задач, которая должна быть решена в рамках реформирования ЖКХ на ближайший период.

Ситуация сложившаяся в ЖКК — конечно, повод для беспокойства, но от нас самих зависит, сможем ли мы использовать её как толчок к плодотворной преобразовательной деятельности, необходимость в которой как никогда очевидна.


* Ссылка на сайт Лекса