Мотивация, командообразование и цели предприятия

Вопрос мотивации персонала стал темой для спекуляций в различных теориях управления. Как и вся наука, данная область знаний движется в направлении очередного тупика.

Еще год назад на просьбу редакции одного из журналов написать статью по мотивации персонала я откликалась с энтузиазмом, набивала много текста, выражала миллион идей. А сейчас, прочитав огромное количество книг, изучив множество теорий и в свою очередь отказавшись от них полностью, могу сказать, что ничего не понимаю в теории мотивации человека. Разве что, в теории организации, теории систем, биологии, религии, бытовой мудрости и проч. и проч. — тех областях знаний, в которые меня занесло в долгих поисках истины управления человеком. В них я стала отчасти находить ответы на вопросы, которые должны так или иначе отражаться в системе мотивации персонала.

Однажды по дороге с проектной сессии знакомый руководитель сказал, что вся его компания двигается в направлении достижения заданной цели, и лишь он один работает над совершенно другой задачей — созданием команды.

Казалось бы, все руководители так или иначе занимаются созданием и развитием команды. Но разница в приоритетах — что первично — команда или цель, выраженная в финансовых показателях. Казалось бы — абсурд — в случае с моим знакомым руководителем цель создания команды для него выше цели деятельности фирмы. Но, странное дело — бизнес-цель достигается автоматически той самой командой, но при этом сохраняется естественная социальная и финансовая гармония. О какой системе сбалансированных показателей может идти речь… Никак не финансовая задача заставила руководителя эффективно управлять персоналом. Скорее потребности персонала вызывают необходимость финансовых амбиций. И это значительно расходится с современными концепциями управления.