Недостатки регламентации и бюрократизации и контраргументы

(статья не отражает полностью позицию автора, ниже дается лишь небольшая часть диалога «за и против»)

Оппоненты внедрения принципов бюрократии, как правило, приводят два аргумента:

1. Деятельность любого предприятия слишком разнообразна, все описать нет никакой возможности да и необходимости в регламентации тоже особой нет.

На такое возражение можно привести следующие контраргументы:

Практика показывает, что подавляющее число всех процессов, существующих в компании имеет повторяющийся характер. Проблемы нерегламентированных процессов повторяются с такой же частотой, как и сами процессы. Например, на предприятии могут постоянно возникать проблемы со сроками предоставления услуг клиенту (что естественно сказывается на конкурентоспособности), т.к. не организован и не формализован документооборот по обработке заявки. Та же заявка клиента на услугу или продукцию может просто «зависнуть» в одном из подразделений — т.к. нет четко закрепленных процедур передачи документации между подразделениями и сотрудниками.

2. При регламентированных процессах сотрудники лишены возможности к креативному мышлению и творчеству.

И на данный аргумент можно дать ответ:

Эффективная бюрократия во многом может решить одну из острейших проблем предприятия, заинтересованного в квалифицированных кадрах. Руководители, которые опасаются потери творческой свободы их подчиненных, в то же время часто жалуются на отсутствие грамотных специалистов. А ведь именно регламентированные бизнес процессы и процедуры могут компенсировать недостаток опыта и служить руководством к действию сотрудникам.

Очень хорошее сравнение было приведено в одной из статей, посвященных стандартизации управленческой деятельности — бизнес процессы можно сопоставить с «техникой безопасности» для каждого сотрудника и компании в целом. Предотвращение ошибок, опасных для бизнеса, может быть гарантировано прописанными процедурами, и в отличие от неформального управления, в такой организации можно объективно определять ответственного за каждый шаг и за каждый сбой в осуществлении деятельности.

Не обращаясь к другим преимуществам бюрократизации, можно дать еще один, главный, контраргумент по поводу отсутствия творчества — стандартизация бизнес процессов обеспечивает сокращение времени на выполнение рутинных операций и тем самым высвобождает время для генерирования идей. К тому же, сотрудники компаний, где уже внедрена система управления на основе бизнес процессов, сами никогда бы не сказали, что они лишены возможности творческой работы, напротив, их удовлетворенность трудом значительно возрастает во многом за счет роста творческой активности.

Таким образом, управление с использованием бюрократических методов позволяет обеспечить как качество, так и культуру труда. Тот, кто уже сталкивался с системой управления на основе бизнес процессов на собственном опыте мог убедиться, что это качественно новый уровень управления, безусловно намного более эффективный. Никому, как и в случае с применением компьютеров, и в голову не пришло бы возвращаться к старой системе после работы на процессной основе. И это один из ключевых показателей, который может гарантировать успех внедрения бюрократических принципов на современных предприятиях.


* Статья очень старая, мнение автора изменилось, но «на память», «чтобы было» материал выложен в открытый доступ